Сопровождение деятельности ОСМД

Сопровождения деятельности ОСМД

В 1991 году Кабинет Министров Украины передал государственный жилищный фонд, который находился, в том числе, и на территории Одесской области, в коммунальную собственность. В дальнейшем областной совет передал часть жилого фонда в собственность территориальной общины г. Одессы.

В 1992 году согласно Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», воспользовавшись правом на приватизацию квартир, жители таких квартир получили на них право собственности. Владельцы квартир становились также совладельцами вспомогательных помещений в многоквартирном доме, технического оборудования, элементов внешнего благоустройства и получили обязательства участвовать в общих расходах, связанных с содержанием дома и придомовой территории. Вспомогательные помещения (кладовки, сараи, подвалы и т. д.). Кроме того, Закон Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» предоставил владельцам квартир право создавать общества или объединения индивидуальных владельцев квартир и домов. В то же время, оставался неопределенным вопрос права собственности на сам многоквартирный дом.

Предметом толкования Конституционного Суда Украины становились вопросы о праве собственности на вспомогательные помещения, техническое оборудование и элементы внешнего благоустройства многоквартирного дома. В свою очередь, решения Конституционного Суда Украины не давали четкого разъяснения о лице или лицах, имеющих право собственности на многоквартирный дом в целом. Продолжало существовать мнение, что многоквартирные дома, в которых квартиры и нежилые помещения находятся в разных формах собственности, остаются в коммунальной собственности или собственности определенного юридического лица, имевшего право собственности на этот дом раньше.

В 2001 году принят Закон Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», определивший правовые основы создания, функционирования, реорганизации и ликвидации объединений собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, защиты их прав и выполнения обязанностей по совместному содержанию многоквартирного дома. Само название Закона свидетельствовала о том, что единоличного собственника многоквартирного дома быть не может.

1 января 2004 вступил в силу новый Гражданский кодекс Украины, которым было закреплено за владельцами квартир в многоквартирном жилом доме право общей совместной собственности на помещения общего пользования, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, а также сооружения, здания, предназначенные для обеспечения потребностей всех владельцев квартир, а также собственников нежилых помещений, расположенных в жилом доме.

Но только в 2015 году Законом Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» определено, что собственники квартир и нежилых помещений являются совладельцами многоквартирного дома в целом. Однако в Одессе, как на уровне органов местного самоуправления, так и в массовом сознании, продолжает существовать ложное представление о единоличном праве коммунальной собственности на многоквартирные дома, в которых квартиры и нежилые помещения принадлежат на праве собственности разным физическим и/или юридическим лицам, территориальной общине, государству и т.п. В результате этого возникают несколько системных проблем:

1. Органы местного самоуправления принимают решения о распоряжении объектами недвижимости, которые, согласно действующему законодательству Украины, отсутствуют в коммунальной собственности: это передача многоквартирных домов на баланс коммунальных предприятий или предоставления разрешения на передачу многоквартирных домов в управление объединений совладельцев многоквартирного дома.

2. Многие совладельцы многоквартирных домов не осознают своих прав и обязанностей по содержанию многоквартирных домов и это мешает им самостоятельно принимать решения об определении формы управления многоквартирными домами.

3. Совладельцы домов, которые определились с формой управления и создали ОСМД, не имеют возможности управлять своим домом с момента регистрации юридического лица. Дополнительной проблемой является отсутствие технической, эксплуатационной и другой документации на многоквартирные дома, что делает невозможным определение совладельцами реального состояния домов и составления обоснованного сметы по всем ожидаемым затратам на их содержание и потенциальным доходам, в том числе, и по отчислениям в ремонтный и резервный фонды.

Указанные проблемы и их последствия привели к тому, что права совладельцев многоквартирных домов нарушаются, а большинство созданных ОСМД не могут реализовать функции по управлению многоквартирными домами, имеют высокие риски функционирования, слабое экономическое обоснование составленных смет или вообще не работают и не создают рабочие места.

Все вышеуказанные вопросы могут быть решены и решаются при участии специалистов с необходимым уровнем знаний в данной области.

Наш опыт решения данных проблем поможет совладельцам многоквартирных домов в максимально сжатые сроки наладить функционирование молодого ОСМД либо наладить взаимоотношения с управляющей компанией. 

Наша компания осуществляет  полное сопровождение процесса создания ОСМД, принятия многоквартирных домов в управление и юридическое сопровождение деятельности ОСМД, претензионно-исковая работа по взысканию задолженности по уплате утвержденных Общим собранием взносов на содержание дома и придомовой территории, помощь в заключении/расторжении договоров с управляющими компаниями.